ГУ "Отдел внутренней политики г.Жезказгана"
Официальный сайт государственного учреждения
Главная Новости САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА КАЗАХСТАНА

САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА КАЗАХСТАНА

8 сентября 2019

Городище Сарайшык


В сакральную карту Казахстана включены городище Сарайшык и его современный мемориальный комплекс 1999 года. Сарайчик получил особую известность в XIII-XIV вв. как крупный городской, торговый центр Золотой Орды и является местом захоронения семи казахских ханов, живших в XII-XVI веках.

В 50 км от современного города Атырау, на правом берегу реки Жайык сохранились руины некогда величественного и знаменитого города Сарайджука (нынешнее название — Сарайчик). Согласно исторической версии, изложенной Абулгази Бахадур-ханом (1644-1664), основанного Батыем (годы правления 1227-1255), братом Берке (1257-1266). Сарайджук, наряду с другими городами, был возведен в первые десятилетия жизни империи — улуса Жошы, который потом назывался Золотой Ордой, для управления огромной территорией от Иртыша до Дуная.

Город Сарайшык находился на торговом пути из Европы в Китай через Поволжье и Хорезм на реке Урал и был своеобразным форт-постом, обеспечивающим безопасность караванных путей.

Судя по археологическим находкам, в частности, сосудам с надписями, Сарайшык был городом с развитой культурой. В городе действовали уникальные водопровод и канализация из керамических труб. Имелось металлургическое и гончарное производство, чеканилась монета. Его жители также занимались ремёслами, бахчеводством, огородничеством и рыболовством. Стратегическое расположение, связывавшее Восток с Западом, сделало город крупным центром торговли.

В 1334 году известный арабский путешественник ибн Баттута писал о древнем городе: «Через десять дней после отъезда из Сара мы прибыли в город Сараджук, джук значит «маленький». Город этот расположен на берегу полноводной, крупной реки, называемой Улусу – «великая вода». Через нее переброшен мост из лодок, такой же, как в Багдаде. В этом городе наше путешествие на лошадях, тянувших арбы, закончилось. Так мы продали их по четыре динара за лошадь и меньше этого, ввиду их слабости и дешевизны в этом городе, и наняли верблюдов, чтобы тянуть арбы. В этом городе находится завия праведного старца из тюрков, которого называют ата, что значит «отец». Он угостил нас в завии и благословил».

В 1395 году Сарайшык был разрушен войсками великого завоевателя Тимура, а в начале ХV века город был восстановлен и даже стал резиденцией ханов Ногайской орды. Именно здесь располагалась ставка ханов Ногайской Орды, затем – первых казахских ханов.

Считается, что в Сарайшыке были похоронены семь ханов:

Менгу-Темир (1266-1282 гг.), Токтагу (Токты) (1291-1312 гг.), Жанибек (1343-1353 гг.), Амир Охас (1440-1447 гг.), Касым хан (1511-1518 гг.), Ших Мамай (1542-1549 гг.), Жусип (Юсуп) (1549-1554 гг.).

В 1580 году город был захвачен и разрушен до основания «воровскими», то есть неподконтрольными московскому царю Ивану Грозному, казаками. Город пришел в упадок, но не прекратил своего существования, в 1640 году с разрешения правителей Сарайшика, был заложен русскими переселенцами острог, положивший начало новой истории города.

В настоящее время городище быстро исчезает с лица земли. Этот процесс связан с изменением русла реки Жайык – Урал. Неоднократно проводившиеся здесь археологические раскопки позволили сохранить для нас облик древнего города и предметы быта горожан, со всем этим туристы могут ознакомиться, посетив музей-заповедник – «Хан Ордалы Сарайшык».

Музей-заповедник «Хан Ордалы Сарайшык» был открыт в 1999 году на основе объектов и экспонатов, собранных учеными за многие годы археологических раскопок. В состав музейного комплекса, помимо самого музея, входит Ханский пантеон, а также руины зданий и остатки крепостных стен древнего города Сарайшык. В музее можно увидеть реконструированный макет города Сарайшык, на нем в точности воспроизведен облик города в XIV веке. Кроме музея, в состав комплекса входит Ханский пантеон, который представляет из себя восьмигранное сооружение, высотой 17 метров. Между стенами пантеона установлены памятники семи ханам, захороненным в Сарайшыке. На черном мраморе высечены имена ханов и указаны даты их правления.

 

Башня Бегим-ана

 

Одна из самых легендарных башней носит название Бегим-Ана. Это сооружение было построено в XI веке на территории нынешней Кызылординской области, в Казалинском районе. По легенде в этой башне жила Бегим, дочь провидца Карабура-аулие. Она обладала неописуемой красотой и была женой правителя огузского государства Санжара. Когда муж был на охоте, ее случайно увидел один из ханских батыров. Возвратившись домой, правитель Санжар от ревности отрубил руку своей жене. Благодаря молитвам отца, рука Бегим выросла за одну ночь. Однако она не простила своему мужу и навсегда удалилась в башню. Говорят, туда к Бегим-Ана приходили женщины со своими проблемами, и дочь Карабура-аулие покровительствовала им, всячески помогали в трудностях. Башня до сих пор является одним из мест паломничества.

Само сооружение представляет собой восьмигранную башню с двумя ярусами. Первый ярус — глухой монолит из сырца, во второй ярус можно попасть через проём стрельчатой формы. Стены покрыты саманной штукатуркой, верх купола разрушен. Общая высота здания 10 метров, диаметр в основании 16 метров. Башня Бегим-Ана еще в советское время в 1982 году была включена в список памятников истории и культуры республиканского значения и взята под охрану государства.

Башня Аккесене

Башня Аккесене расположена в нижнем Таласском районе Жамбылской области и является памятником архитектуры. Раньше Аккесене был древним городом-крепостью, на северо-западе крепости находилась башня из сырцового кирпича высотой 9 м. Крепость имеет четырехугольную форму, площадь 100×100 м, имеет ограждение.

Эта башня уникальна тем, что одна из немногих сторожевых башен кипчакского (XIII-XVII вв.) периода истории Казахстана, сохранившихся до наших дней. Между тем резко континентальные погодные условия региона не позволили сохранить башню в надлежащем виде, и в последние десятилетия памятник сильно разрушился.

Башня Сараман-Коса

Башня Сараман-Коса (Сарман-Ходжа) расположена в Казалинском районе, в 2 км к северо-востоку от села Каукей. Снаружи облицовано обожженным кирпичем, имеет форму круга с диаметром у основания 12 м, высотой 15 м. Толщина стен из сырцового кирпича составляет 1,81 м. Форма башни Сараман-Коса конусообразная в плане круглой формы, трёхъярусная. Время постройки башни датируется XI в. Реставрация башни была проведена в рамках государственной программы «Культурное наследие».

С этой башней связана легенда о трагической любви парня из знатной семьи Жаркента Сарамана и девушки Коса, дочери разорившегося купца. Молодые влюбленные сбежали после того как отец Сарамана не дал согласия на неравный брак. Он приказал своим слугам догнать их, и в результате погони они убили его сын. Раскаявшийся отец Сарамана приказал воздвигнуть башню в память о своем сыне и его возлюбленной.

 

Историко-культурный комплекс Отпан тау

Отпан тау – горная вершина, на которой при надвигающейся опасности разжигали сигнальный огонь, оповещая местное население об угрозе нападения. Огонь, зажженный на вершине Отпан тау, виден с любой точки.

Гора Отпан тау является самой высокой на Мангистау, она возвышается на 532 метра над уровнем моря. На ее вершине установлен 37-метровый памятник предку Адаю – исторической личности и батыру, в честь которого в 2007 году был открыт историко-культурный комплекс «Отпан тау». И здесь же установлены две стелы, символизирующие двух сыновей Адая-ата – Келимберды и Кудайке. Там же расположена статуя Кокбори – Великой волчицы – символа силы и свободы духа. Кокбори – животное-тотем, согласно древней легенде она считается прародительницей всего тюркского народа.

На Отпан тау собирались родоправители для рассмотрения и приятия важных решений в судьбе народа, отсюда же аксакалы и мудрецы отправляли воинов на сражение.

В исторический комплекс «Отпан тау» входят: Аксарай – белокаменный мавзолей Адай-ата; выставка, посвященная истории Мангыстау, сведения об истории и культуре, проживавших на этой территории племенах и народах, памятник волка – тотема и прародителя  древних тюрков, зажжен «Огонь Единства» – символ независимости.

В настоящее время к памятнику Отпан тау съезжаются не только жители Мангистау, но и соседних республик (России, Туркмении, Узбекистана).

 

Архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть»

Расположенное в центре города Жаркента Алматинской области комплексное сооружение с умело украшенными стенами, крышами и башнями привлекает особое внимание и вызывает восхищение. Сейчас оно называется «Жаркентская мечеть – художественный музей архитектуры». Удивительная конструкция, которая сегодня служит народу, а более ста лет назад, в 1882 году, дала основание Жаркенту стать центром района.

Мечеть построили на деньги, собранные жителями Нарынкола, Кегена, Чунджи, Когалы, Жаркента и некоторых регионов Кыргызстана. Генеральным подрядчиком стал второй гильдии купец Вали Ахун Юлдашев, а главным архитектором, которого местные жители прозвали Муканом, был китайский мастер Хон Пик (Хон Фи).

По народной легенде, строитель мечети китайский зодчий Хон Пике по возвращении в Пекин был казнен, так как даже в самой Поднебесной империи не было мечети красивей той, что построена им в Жаркенте.

Семьдесят пять мастеров из Бухары и Самарканда во главе с Хон Пиком приступили к работе после того, как с горы Кетпен в 200 километрах от г. Жаркента были вывезены на воловьих арбах сосновые и дубовые балки. Ремесленники строгали строительные материалы, узорчато вырезали их и закатывали толстые бревенчатые бусины в тени специальными оттенками шелковой ткани и тратили несколько лет для получения выразительных узоров на плитах. Все это были подготовительными работами для того, чтобыпостроить мечеть летом 1892 года.

В старой китайской модели главной мечети возвышающаяся крыша была привязана к 122 колоннам. Для того, чтобы края крыши получились в виде лодки, использовались, так называемые, дугообразные полюсы «дау» и «гун». На крышах великолепного здания и на склонах крыши представлено более 1500 различных сюжетов, надписи в самых старых шрифтах арабско-персидских языков. На верхней стороне мечети, на стене седельной стойки имама, изображено оливковое дерево – «древо жизни», основанное на узоре индийских народов. Одной из отличительных особенностей мечети является портал (главные ворота). Он подобен архитектурному стилю Центральной Азии и Казахстана. Фрагмент портала иллюстрирован легким цветочным букетом, а его внешняя поверхность состоит из цветочных мотивов и трех вкладок, заполненных арабскими надписями.

Здание медресе расположено вдоль южных и северных стен главных ворот. Здесь местная молодежь получала начальное религиозное образование.

Архитектура здания для службы тесно связана с местным фольклором и ремеслом. Участие людей многих национальностей в строительстве мечети придает уникальность зданию, в нем широко использовали архитектурные и модные проекты всех проживавших в регионе. Конечная цель строения состоит в призыве к единству. Мечеть, построенная без единого гвоздя, оказала влияние на духовное наследие народа. Из ХІХ века она сегодня является настоящим архитектурным произведением, олицетворением особого уважения к духовным ценностям.