ГУ "Отдел внутренней политики г.Жезказгана"
Официальный сайт государственного учреждения
Главная Новости Пещера Коныр аулие в Баянауле

Пещера Коныр аулие в Баянауле

2 октября 2019

Пещера Коныр аулие или Аулиетас («Священный камень») – один из памятников-«летописцев» истории Баянаульского края. Расположена она в трех километрах от озера Жасыбай, и край считается местом пребывания прародительницы человечества – Бай-ана. С древних времен пещера Коныр аулие славится тем, что здесь исполняются молитвы, обращенные к Всевышнему.

Отмечается, что пещера образовалась вследствие движения тектонических плит земной коры и внешнего естественного воздействия природы (ветер, зной, дожди). Поклонение чудодейственной силе пещеры Коныр аулие – один из древнейших обрядов, корни которого уходят в дебри каменного века. Пещера является местом паломничества благодаря воде на ее дне, которой приписывают чудодейственную силу. Считается, что она лечит все болезни, а женщины, желающие родить ребенка, ночуя в пещере и моля Всевышнего, действительно становятся матерями. Известный мыслитель Машхур-Жусип, признавая священность пещеры, характеризовал ее как «место, где святые обретают свою силу».

Это природное сооружение не является могильником. О нем писали чиновники европейских и русских царей в XVIII веке. Автор книги «Оренбургская топография» Петр Рычков писал, что бывал в пещере Коныр аулие. Упоминание о ней встречаются и в записях Шокана Уалиханова и Григория Потанина. В 1920 году Каныш Сатпаев также писал об этом месте, собрав при этом большое количество сведений. В советское время, когда шла борьба с религиозными объектами, эта пещера осталась в целостности и сохранности. До сих пор остается загадкой, как она появилась, почему и как расположилась у подножья горы Аккарагай Баянаульского горного массива.

По одной из легенд, во времена всемирного потопа в этой местности проживал предсказатель Коныр. «Когда Всевышний, обозлившись на людей, послал на землю всемирный потоп, сохранил жизнь трем братьям – Коныру, Кырану и Кулану, которые больше заботились о других, нежели о себе. Во время потопа они не стали занимать места в Ноевом ковчеге, а спаслись, привязав несколько бревен к нему. Видя чистоту их душ, Всевышний смилостивился и вывел их к Баянаульским горам».

Существуют легенды о том, что Коныр аулие жил в местности Жамбакы, Кыран – на вершине горы Баянтау, а Кулан – в Кызылтауских краях. Коныр аулие давал всем желаемое, Кыран аулие мог подсказать, где искать потерянную вещь и сообщить за день о походе врага. А Кулан прославился тем, что заботился о благосостоянии народа.

Эта легенда интересна тем, что в ней приводятся факты, требующие всестороннего изучения. Известно, что история о Ное и всемирном потопе упоминается в Таурате, откуда берут начало все другие легенды, но упоминание о трех предсказателях, которые вместе с Ноем спаслись от потопа, есть только в казахских. Это означает, что поклонение пещере Коныр аулие идет с глубин железного века, является древней традицией человечества.

В своих путевых заметках «От Кереку до Каркаралы» краевед Н.Коншин в ХІX веке с особым восторгом писал об этой священной горной пещере. Несмотря на то, что он называл казахов «киргизами», совершенно очевидно, что речь идет о казахах, населявших Сарыарку: «Этой священной пещере поклоняются больные и бедные, особенно много приходит сюда бездетных женщин. Они идут к вечеру и даже ближе к ночи, ночуют в пещере или рядом с ней. Имущие приносят в жертву баранов, разводят костры и варят мясо. Для питья и омовения, в особенности, больных недугом используют только воду из пещеры. Казахи считают, что вода целебная».

Как рассказал местный аксакал Шагыбай Тасыбаев, паломники используют жир жертвенного барана для изготовления свечей, которыми освещают пещеру и проводят обряд очищения огнем, а также в качестве целебной мази – чем дольше горят свечи, тем лучше. Сон, который приснится человеку в пещере или рядом с ней, – вещий, по нему можно узнать, исполнятся ли просьбы просящих.